Воскресенье, 23.09.2018, 07:40
Приветствую Вас Гость | RSS

МКОУ СОШ №12 с.Николина Балка

Меню сайта

Опыт учителей

  Опыт учителя географии Дубовской Татьяны Ивановны

1.Введение

      Каждому новому этапу развития общества соответствуют новые задачи образования. Именно общество определяет тот социальный заказ, который выполняет школа. На каждом повороте истории возникают различные школьные реформы, дискуссии о стандартах, попытки создать различные модели "человека будущего”. Долгое время ею считался выпускник, в полной мере овладевший знаниями в пределах школьной программы, а также умениями и навыками учебного труда. На современном этапе развития учебно-воспитательного процесса наблюдается постепенный отказ от приоритетного формирования ЗУН в чистом виде. Центр тяжести переносится на формирование способностей личности учащихся, особенно способности её к самообразованию, к самостоятельному получению знаний, умений и отработке навыков. Все эти категории входят в понятие "компетентность”. Воспитание компетентного человека и должно служить главной конечной целью образовательного процесса в средней общеобразовательной школе.

           Новые технологии приходят в школу. Что они нам обещают? С какой стороны к ним лучше приступиться? Как применить их у себя в классе? Над этими вопросами думают сегодня все больше учителей. Можно считать, что в 80-е г.г. XX в. на смену "индустриальному" обществу пришло "информационное". "Нашествие" компьютеров - это уже не завтрашний, а сегодняшний день. Не сам компьютер диктует методы и содержание обучения, но что он адекватно и эффективно включается в программы обучения, обеспечивая полноценную организацию учебной деятельности. Специалисты образования, как показывает анализ литературы, идут следующими путями в применении новых информационных технологий:

  • Компьютер, как средство для обучения, как инструмент поддержки предметных уроков;
  • Использование компьютера для выполнения учебных и реальных задач, для реализации различных видов деятельности;
  • Компьютер и информационные технологии как объект изучения в рамках предмета "Информатика";
  • Компьютер как средство развития ребенка.

       Полная ломка традиционной методики преподавания вряд ли нужна. Более того, это сделало бы проблематичной компьютеризацию обучения в ближайшем будущем. В ряде публикаций  последних лет отмечалось, что использование информационных технологий (кино, виде, телекоммуникаций) и особенно компьютерной техники открывает широкие возможности для оптимизации процесса обучения. Компьютерные программы по географии направлены не только на формирование знаний и умений, но и на воспитание

 

креативной личности. Безусловно, применение информационных технологий на уроках позволило повысить качество обученности по предметам и мотивацию к обучению у учащихся. Знание основных  средств MS Offiсe диктуется жизненной необходимостью для современного уровня подготовки и развития обучающихся.

 2. Возможности использования MS Offiсe в обучении географии

      Из всего пакета программ MS Offiсe наиболее удачно, на мой взгляд, подходит для использования в обучении географии MS Excel, особенно в курсах экономической и социальной географии России и мира для обработки трудной для понимания статистической информации с последующей выдачей результатов в самых разнообразных формах (графики, диаграммы и т.д.) Насыщенность школьной географии статистическим материалом даёт широкое поле деятельности и творчества для использования средств MS Excel  учителями географии. К тому же  можно большее количество времени уделять практическим работам учащихся для решения задач различных уровней сложности. Особенно привлекательным   MS Excel  может стать при его использовании для выполнения домашних заданий творческого характера и во внеурочной работе учителя, например на факультативных занятиях.

     Использование учителями географии текстового редактора  MS Word должно стать необходимым атрибутом их деятельности . Это и подготовка учителя к уроку, особенно начинающего, например написание конспекта, разработка проверочных и самостоятельных работ; подготовка самого урока – составление раздаточного материала: карточки, индивидуальные задания, методические пособия и т.д. И, наконец, что немаловажно, подготовка самого ученика, например  – выполнение домашнего задания.

Возможности использования программы MS Power Point   кажутся неограниченными, по крайней мере, её можно использовать практически на каждом уроке. С помощью этого средства MS Offiсe можно создавать презентацию – краткий конспект темы с выделением основных особенностей и закономерностей и при наличии технических возможностей демонстрировать его в классе. Конечно, при использовании этого средства возникают дополнительные сложности у учителя: как и где применять презентации и, может быть, главное – как их создать? Наиболее удачным является использование MS Power Point   при проведении уроков по изучению новой темы и закреплению пройденного материала, так как в первом случае учитель с помощью ПК может обращать внимание учащихся на главные особенности изучаемой темы, а во втором случае учащиеся смогут повторить пройденный материал, причём не только с учителем, но также и самостоятельно. Так например, в ходе анкетирования учащихся эксперементальных классов было установлено, что уроки с применением информационных технологий им нравятся больше, так как они несут в себе достаточно яркие и устойчивые образы, позволяют доступно излагать даже самый сложный материал. При создании компьютерных географических программ следует помнить, что контакт учащихся с компьютером должен осуществляться только под руководством преподавателя; необходимо использовать машины лишь в тех случаях, когда они являются дополнением к основному материалу; придерживаться на уроке принципа возрастающей сложности.

       Каждый урок или этап обучения требует своего типа программных средств. При построении учебных программ по географии следует помнить, что:

       - на уроке освоения нового материала нужна демонстрационная программа, которая позволит в доступной, яркой, 

           наглядной форме довести до учащихся теоретический материал;

       - на уроке закрепления целесообразно использовать программы- контролёры, где учащиеся закрепляют полученные  знания и необходимые навыки данной темы;

       - на контрольном уроке, используя персональный компьютер, учитель может тщательно проверить, насколько ученик  усвоил большой объём пройденного материала.

       Самой удобной формой учебных программ является комбинированная.

       Желательно включить в программу дифференцированные упражнения, игровые моменты, что оживляет восприятие обучающимися материала, прививает интерес к изучению предмета, совершенствует творческие способности.

       Учитель, ведущий урок в компьютерном классе, сталкивается и с определёнными проблемами: недостаточное овладение обучающимися навыков работы с компьютером; невозможность обеспечения каждого ученика машиной (самый простой путь решения этой проблемы – использование группового метода: класс делится минимум на две группы, одна работает с компьютером, другая, на местах, занимается повторением, выполнением письменных  и устных упражнений); дозировка работы, чтобы не перегружать органы зрения и нервную систему учащихся.

     Самым трудным и одновременно очень важным в процессе компьютерного обучения (помимо наличия и доступа к ПК в образовательном учреждении) являются наличие и доступность программного обеспечения  (ПО)  или программно-педагогических средств (ППС). Действительно, зачастую нехватка ПО, а тем более нехватка методических рекомендаций по их использованию сильно отталкивает учителей, желающих использовать ПК в обучении.

       Есть довольно простой выход  из создавшегося положения – возможность использования общедоступных средств MS Offise в  обучении географии (особенно в старших классах).

   

  Компьютерные технологии можно использовать на различных типах уроков: комбинированном, изучении нового материала, закрепления знаний, на уроках контроля и оценки знаний. Пока на этапе объяснения нового материала традиционная методика предпочтительнее, т.к. составить программы, гибко реагирующие на нестандартные ситуации, довольно сложно. Хотя современные возможности применения цвета, звука, графики, мультипликации позволяют значительно расширить границы предъявления учебной информации.

        Мой урок включает машинную и безмашинную части, при этом первая часть предполагает, как индивидуальную, так и групповую работу учащихся, а вторая - общение учителя с учащимися, в ходе которого создаются и разрешаются проблемные ситуации. В основном используется система обучающая автоматизированная компьютерная адаптируемая (в сокращении называем СОБАКА). Система работает в трех режимах:

  • обучение,
  • обучение и контроль,
  • контроль.

     Каким требованиям должна удовлетворять тестирующая программа с точки зрения учителя - предметника? Программа должна:

  • просто запускаться,
  • объяснять тестирующему правила своей работы и порядок ответа на вопросы,
  • тестировать учащегося и выставлять ему оценку по окончании тестирования,
  • указать вопросы, в которых ученик допустил ошибку.

     Процесс обучения географии в школе состоит из ряда связанных между собой звеньев.  Основные из них: подготовка учащихся к изучению нового материала; изучение нового материала; его первичное закрепление и применение; домашняя работа учащихся по дальнейшему закреплению, совершенствованию знаний и умений, приобретенных и классе; пополнение и углубление знаний, развитие умений школьников на последующие уроках в процессе опроса и повторения. Ни одно из этих звеньев не может быть упущено без ущерба для формирования знаний, гуманистического воспитания и развития учащихся. При этом каждое из этих звеньев предполагает взаимосвязанную и взаимообусловленную преподавательскую деятельность учителя в учебную деятельность школьников. Для того, чтобы учитель мог успешно организовать учебную деятельность учащихся, ему должны быть присуще такие характеристики:- способность выстраивания учебного предмета в виде учебных задач, несущих понятийное содержание;- знание психологических закономерностей и механизмов построения учебной деятельности, развития личности ребенка;- владение системой педагогических методов, позволяющих решать учебные задачи в ситуации совместной коллективной деятельности.

     3. Использование мультимедиа технологий на уроках географии

 Сегодня известны несколько моделей информатизации образовательного процесса: - работа с готовыми электронными изданиями. В сфере образования чаще всего применяются такие виды пособий как:

       - электронные учебники

       - электронные энциклопедии, путеводители, справочники

       - атласы

       - задачники

       - коллекции, мультимедиа библиотеки

       - тренажёры

       - тесты  и мн. др.

        В школе мы чаще применяем готовые электронные учебники и созданные самими учителями презентации.

     4. Использование Интернета на уроках географии

     Использование новых информационных технологий заставляет пересматривать содержание учебного предмета "География". От изучения обширного объема фактического материала постепенно имеет смысл переходить к обучению приемам его самостоятельного поиска, обобщения и систематизации, поскольку современные технические средства позволяют с постоянно растущей скоростью обрабатывать и предоставлять доступ к обширному объему человеческих знаний. Особенно большую роль здесь играют бурно развивающиеся телекоммуникационные сети типа Интернета, стирающие пространственные барьеры.

     Ресурсы Интернет учащиеся постоянно используют для составления сообщений, докладов, написания рефератов. Или непосредственно на уроке, группа ребят для этого находит определённую информацию по теме урока в медиотеке (или дома предварительно), а затем эту информацию анализируют, обобщают и систематизируют все вместе на уроке. Получается очень интересно и выводы могут быть намного глубже и интереснее, чем просто передача информации. Иногда эту информацию ребята используют в виде иллюстрации к своим суждениям.

Таким образом, можно говорить о формировании на сегодняшний момент нового типа учебного пособия - электронных мультимедийных интерактивных учебников. Учитель, владеющий современными технологиями, имеет возможность использовать на уроке не только вышеописанные средства, но и достаточно обширный перечень других обучающих и развивающих программ, не попавших в настоящий обзор. Наконец, от изучения достаточно обширного материала имеет смысл переходить к обучению приёмам самостоятельного поиска информации, её анализа, обобщения и систематизации. И здесь главный источником становится Интернет.

     Интернет, Сеть, Паутина – это имена нового явления, перед которым мы оказались подобно сказочному витязю на распутье: направо пойдешь..., налево пойдешь..., прямо пойдешь... Мы еще толком не только не успели понять, что это такое, но многие из нас по настоящему не имели дела с Интернет. Мы знаем, что это глобальная компьютерная сеть, что компьютеры всего мира могут соединиться друг с другом в одно мгновение. Здесь мы без особого труда найдем интересующую нас информацию.

Информатизация образования является приоритетом российского образования. Задача школы, существующей в современном обществе, подготовить своих учеников к возможности ориентироваться в информационном пространстве, возможности овладевать информационной культурой. В настоящее время уже не вызывает сомнения необходимость использования Интернет в школьном процессе. И практически во всех сферах школьного образовательного пространства реально использовать возможности сети. Можно выделить следующие основные категории в школьном пространстве: учебно-воспитательный процесс- внеклассная работа (послеурочная деятельность) управленческая работа. Рассмотрим, подробнее, какие возможности предоставляет Интернет для каждой из этой категории. Учебно-воспитательный процесс: возможность дистанционного обучения как для учеников, так и для учителей; проведение обучающих межпредметных телеком-проектов; проведение дистанционных олимпиад; -участие в телеконференциях; участие в тематических конкурсах по созданию веб-страниц; виртуальные методические объединения учителей-предметников. Внеклассная воспитательная работа: -получение дополнительной информации из различных информационных листов; -проведение дискуссий для учителей-предметников по различным тематикам; -участие учеников и учителей в чатах на заданную тему; -информация о проведении различных конкурсов и возможностях получения грантов; -консультационное обслуживание (юридические справки по правам подростков, профессиональные консультации по созданию веб-страниц и т. п.); -возможность установления личных контактов учителей и учеников из разных стран. Управленческая работа: создание единой управленческой инфраструктуры района, округа, города; создание единых библиотечных каталогов в рамках района, округа и т. д.; использование возможностей Интернет-магазинов; поиск кадров по имеющимся вакансиям.

 

Как видно из вышеперечисленного, Интернет предоставляет возможности для получения информационных ресурсов и личного самообразования и ученикам, и учителям. А эти два субъекта являются неразрывными и составляют основу школьного образовательного пространства.

Новые педагогические технологии позволяют успешно решать и эту задачу. Поэтому, как мы вновь убеждаемся, все проблемы, связанные с эффективным использованием услуг и ресурсов глобальной сети Интернет, предполагают, прежде всего, педагогическое их решение и только затем можно говорить об использовании возможностей сети Интернет для более эффективной реализации этих решений.

     5. Эффективность применения информационных технологий в процессе  преподавания географии.

    Систематическое использование ПК на уроке приводит к целому ряду любопытных последствий:

1. Повышение уровня использования наглядности на уроке,

2. Повышение производительности урока.

3. Установление межпредметных связей

4. Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданиюучебных программ под руководством преподавателей информатики и географии.

5.Преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден  обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что  положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.

6.Изменяются к лучшему взаимоотношения с учениками далекими от географии, особенно с увлеченными ПК. Они начинают видеть в преподавателе «родственную   душу».

7. Изменяется, особенно у 5 - 7-классников, отношение к ПК, как к дорогой, 

 увлекательной игрушке. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального  инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.

     Не менее чем оценка, для мотивации учения и определения степени достижения цели, важна самооценка, а также взаимооценка. Учителю всегда важно знать, комфортно ли чувствует себя ученик на уроке, при изучении данной темы или вопроса. Интерес к предмету, к изучаемой проблеме со стороны ученика – это 50% успеха урока. Поэтому на уроках часто применяются различные способы диагностики интереса учащихся. Автор сочетает эти способы с определением уровня понимания материала. Предлагается такой вариант рефлексии: 3 балла - я все очень хорошо понял, мне было интересно;2 балла - мне все понятно, но материал не всегда интересен;1 балл - я не все понял, но мне было интересно;0 баллов - я ничего

не понял и на уроке скучал. Этот вариант простой и понятный для учеников 6-7 класса.

      Данная работа позволяет определить только внешнюю сторону результатов работы. Она не укажет на причины успеха изучения темы или, наоборот, неудачи. Она не поможет определить, какие способы работы были наиболее эффективными, понятными для ребят. Поэтому рефлексия должна обязательно дополняться анализом работы. Он может быть устным и письменным, его могут проводить одновременно каждый индивидуально и отдельно группа экспертов. Для проведения самоанализа предлагаются следующие вопросы:

1. Какие цели стояли перед Вами при изучении темы?

2. Какую главную проблему Вы решали, изучая тему?

3. Какие понятия необходимы Вам, чтобы раскрыть изученную тему? 4.Какие выводы Вы  сделали, изучая тему? 5.Какие формы работы Вы применяли? Какие из них Вам более  всего помогли? Какие новые вопросы или проблемы ставит изученная тема?

    Данный вариант помогает не только ответить на вопрос: "Что хорошо, а что плохо было на уроке?”, но провести качественный анализ урока. Не все ученики сразу начинают хорошо анализировать свою работу, особенно семиклассники. Но сочетание письменного анализа, когда ученик один на один со своими мыслями, с устным анализом, когда возможна помощь класса, позволяет отработать в течение определенного времени умение анализировать работу. Важность анализа учащиеся понимают. Отработать умение анализировать свою работу и работу класса каждый может, участвуя в группе экспертов.   

 Обязанности экспертов следующие:

1. Ведут учет баллов. А/ по листам ответов. Б/ входной контроль В/ работа в учебной  группе;

2. Анализируют работу класса по плану. Активно ли работал класс? Назови особенно активных. Все ли слушали друг друга? Кто повторялся в вопросах и ответах?  Почему? Кто не работал? В чем причина? Как звучали ответы? (правильность, полнота, последовательность, речь)Успели ли рассмотреть запланированный материал? В чем  причина? Оценка работы класса на уроке.

3. Проверяют контрольные задания и проводят рефлексию.

4. На следующем уроке дают краткий анализ рассмотренных вопросов на предыдущем  уроке по плану: а/ Итоги опросника (какие вопросы были рассмотрены? Что поняли все? 

    Какие вопросы не были поняты?) б/ как класс справился с контрольными заданиями? в/  пожелания классу в работе.

 5. Ведут сводную оценочную ведомость. Важным элементом работы по оценке и анализу

     работы являются оценочные листы. Они могут быть личными и сводными. Личный  оценочный лист заполняется учеником в течение работы над модулем и затем сдается экспертам или учителю для занесения в сводный оценочный лист. В последнем, помимо этих данных, могут содержаться оценки, данные экспертами и учителем. В  оценочных  листах оценки могут проставляться баллами или, что наиболее наглядно,   цветом.

 Заключение

Информационные технологии как и другие дидактические системы, имеет свои положительные и отрицательные черты. При определенных условиях реализация данной технологии дает самые эффективные результаты, в других условиях она может быть малоэффективной и её целесообразно заменить другой технологией. Условиями для обеспечения эффективности компьютерной технологии, на взгляд автора, могут быть: соответствие уровня обучаемости данного коллектива учеников содержанию и структуре программы. Преобладание самостоятельной работы рассчитано на учеников, которые в состоянии поддерживать определенный темп в работе, уметь самостоятельно организовать свою работу в группе и паре. Соответствие возрастных особенностей психического развития применяемой технологии. Для учеников 5 и 6 классов возможно использование лишь элементов модульной технологии, так как у них навыки учебной работы лишь начинают формироваться. Возможность применения технологии к данному содержанию образования. Владение учителем технологией, его высокая мотивация в отработке данной системы обучения. К указанным положительным чертам можно добавить: обеспечение высокого уровня активизации учащихся на уроке; первоочередное формирование навыков самообразования. Среди недостатков можно выделить: "фрагментарность” обучения, под которым понимается большой удельный вес самостоятельной работы учащихся вплоть до "самообучения”, что можно расценивать как "предоставленность учащихся самим себе” и отсутствие полноценного процесса обучения; игнорирование целостности и логики учебного предмета (скорее, привычной логики, т.к. "нелогичное” обучение или учение не имеет результата);сужение подготовки учащихся; формирование лишь частных, конкретных умений в ущерб обобщенным; Однако все указанные недостатки вполне преодолимы при соблюдении вышеуказанных условий эффективности технологии. Это доказывают некоторые (промежуточные, т.к. работа по освоению технологии продолжается) результаты. Таким образом, можно утверждать, информационные технологии обучения географии достаточно эффективны. По сравнению с традиционной технологией обучения компьютерная технология гарантирует рост качественной успеваемости, повышение прочности знаний, повышение общей эффективности.

                         

 

 

 

Список используемой литературы

 

 

1.                           Психология одаренности детей и подростков. / Под ред. Н.С. Лейтеса. – М.: Издательский центр «Академия», 1996.

2.                           Журнал «Народное образование», 1996 № 8.

3.                           Кирнос Л.И. Индивидуальность и творческое мышление. – М., 1992.

4.                           Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб., 1999.

5.                           Селевко Г.К. Дифференциация учебного процесса на основе интересов детей. – М.: РИПКРО, 1996.

6.                           Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.

7.                           Журнал «География в школе», 2003,  №1.

8.                           Одаренные дети. / Под ред. Г.В. Бурменской и В.М.Слуцкого. М., 1991.

 

 

 

 

 

 

 

 

-->


Copyright MyCorp © 2018
Конструктор сайтов - uCoz