Воскресенье, 23.09.2018, 07:40
Приветствую Вас Гость | RSS

МКОУ СОШ №12 с.Николина Балка

Меню сайта

Конкурсная работа социально-психологической службы

Рецензия  на программу профилактики злоупотребления психоактивными веществами учащимися 6-11 классов "Моя жизнь"

 

Авторы программы:  социально-психологическая служба МОУ СОШ № 12

с. Николина Балка  Петровского  района  Ставропольского края:

педагог-психолог Калашник С.И.

социальный педагог Зубенко О.А.

 

Образовательное учреждение, реализующее программу

МОУ СОШ № 12   с. Николина Балка

Петровского района

Ставропольского края   

          Данная программа написана педагогом-психологом Калашник С.И. и социальным педагогом Зубенко О.А. в 2007 году и предназначена для работы с подростками 12-16 лет, учащимися 6-11 классов. Программа имеет позитивную направленность, отражает новый современный подход к проблеме профилактики наркозависимости, формируя    у  учащихся ориентацию на здоровый образ жизни и конструктивное взаимодействие с окружающим миром.

        Основными целями  данной программы, являются, во-первых, повышение уровня социально-психологической компетенции подростков, во-вторых, снижение вероятности вовлечения подростков в экспериментирование с ПАВ.

       Задачами программы являются: формирование здорового жизненного стиля, создание условий  для открытого доверительного общения, информирование о действиях и последствиях злоупотребления наркотическими и психоактивными веществами, причинах и формах заболеваний, связанных с ними, путях  к  выздоровлению, направленное  осознание и развитие имеющихся  личностных  ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения.

        Работа строится, согласовано, во взаимодействии с родителями и педагогами. Естественно при  добровольном  участии со стороны подростков.

          В ходе занятий реализуется так  же  принцип  многоаспектности:

- социальный аспект (ориентированный на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к пробе и приёму психоактивных веществ);

- психологический аспект (направленный на формирование стрессоустойчивых  личностных установок, позитивно-когнитивных оценок, а также навыков быть успешным, быть способным сделать позитивный альтернативный выбор);

-образовательный аспект (формирующий систему представлений и знаний о социально-психологических, медицинских, правовых и морально-этических последствиях злоупотребления ПАВ).

    При реализации программы предусмотрены следующие формы подачи материала на занятии: игровые тренинги и упражнения, дискуссии, мозговые штурмы, беседы, лекции, ролевые игры.

   Программа  состоит из взаимосвязанных 3 блоков,  поэтому   понятна ребенку, на каком этапе обучения он бы не включился в школьный коллектив. Форма работы и содержание зависит  от класса. Осуществляется как в группе, так и с целым классом.

  Профилактические занятия программы  рассчитаны  на создание условий в воспитании человека, который сможет в дальнейшем  отказаться от употребления ПАВ.

В ходе программы предоставляется достоверная  информация о наркотиках и их влиянии на психическое, психологическое, социальное и экономическое благополучие человека. Основное внимание в программе уделено формированию у подростков навыков анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках, и умения правильно принимать решения. Программа исключает информацию, способную спровоцировать у подростков интерес  к   ПАВ.

В программе предусмотрена работа с родителями. Так как данное направление деятельности  играет важную роль в воспитании молодого поколения.

      Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами учащимися 6-11 классов "Моя жизнь" представляет собой завершенный, самостоятельный нормативный документ, выполненный по актуальной тематике, обладающий существенной практической значимостью.

Основываясь на приказ Министерства образования России № 330 от 05.02.2002г. «О реализации решения коллегии Минобразования России» от 15.01.2002г. №1 («О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами»), считаем наиболее важным условием предупреждение последствий наркотизма в образовательной среде, формирование наркотической культуры, начиная с раннего возраста, т.е. организацию первичной профилактики.

В связи с этим, социально – психологической службой муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 12

с. Николина Балка  Петровского района Ставропольского края создана программа по профилактике злоупотребления ПАВ среди детей и подростков для использования в образовательных учреждениях.

Данная программа имеет рекомендательный характер.

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Актуальность программы

 

                                                                   Дано мне тело - что мне делать с ним,

                                                                                 Таким единым и таким моим?

                                                                                 За радость  тихую дышать и жить,

                                                                                 Кого, скажите, мне благодарить?

                                                                                 Я и садовник, я же и цветок,

                                                                                 В темнице мира я не одинок.

                                                                                 Моё дыхание, моё тепло.

                                                                                 Запечатлён на нём узор,

                                                                                 Неузнаваемый  с недавних пор.

                                                                                 Я уникален. Мой нелёгок путь

                                                                                  Узора моего не зачеркнуть.

О. Мандельштам

             Очевидным является  тот факт, что молодое поколение России  переживает кризисную социально - психологическую ситуацию. Разрешены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Выработка новых происходит хаотично и бессистемно. Молодёжь утрачивает ощущение смысла происходящего и не имеет определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность, сформировать здоровый и эффективный жизненный стиль.

            Современная социальная ситуация неизбежно привела молодое поколение к необходимости взятия ответственности за своё будущее на себя, самостоятельного выбора и контроля  своего поведения. В то же время совершенно очевидно, что подростки, находясь под воздействием  хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы  к  их преодолению и страдают от их последствий.

           Прогрессивно нарастающее требования социальной среды, вызвали появление массовых состояний психоэмоционального  напряжения, лавинообразное увеличение форм саморазрушающего поведения, на первое место из которых, вышла наркотизация подростков, а также различные виды злоупотреблений психоактивными веществами.

           

               Ситуация с проблемами наркотиков среди молодёжи в России продолжает оставаться катастрофической. Результаты многочисленных исследований показывают существование устойчивой тенденции к значительному и постоянному росту потребления наркотиков и токсических веществ с одновременным снижением возраста приобщающейся к ним молодёжи. Согласно информационно-аналитическому отчёту Центра социологических исследований Министерства образования Российской Федерации, доля потребляющих наркотик или пробовавших его хотя бы один раз в составе возрастной группы молодёжи 12-22 лет-44,8%. Молодёжь начинает пробовать наркотик в среднем возрасте 15,4 года. Однако это средний  показатель по всем возрастным группам. В действительности возраст «пробы»  с 1991 г. снизился на 6 лет.  В 1991 году молодёжь начинала пробовать наркотик в среднем в возрасте 17,6 года, а в 2001 году – в возрасте 11,3 года.

               В последнее время особенно обострилась проблема  борьбы с наркоманией, уже превратившейся в социальное бедствие. И здесь сотрудничество власти с общественными  организациями и медиками способно внести решающий вклад в локализацию очагов наркотической эпидемии. Отсутствие в мировой практике действенных методов лечения наркоманий, низкая эффективность существующих реабилитационных программ, особенно в отношении несовершеннолетних с зависимостью от ПАВ, - всё это не даёт оснований надеяться на  успешное противодействие наркозависимости исключительно лечебными и реабилитационными методами, тем более в условиях всё ещё недостаточного финансирования системы психоневрологических диспансеров и реабилитационных   центров. Недоступность большинству населения информации о вреде  наркотиков, причинах возникновения формирования и распространения наркоманий, методах противодействия наркозависимости делает малоэффективной антинаркотическую пропаганду, особенно среди родителей. Отсутствие эффективной молодёжной антинаркотической политики, нередкие откровения поп-кумиров, привели  к формированию неотразимо привлекательной для молодёжи наркотической субкультуры.

             Сегодня в России существуют следующие  основные особенности и тенденции детской, подростковой  и юношеской наркоманий:

  • рост объёмов наркотических веществ на рынке и их доступность; 
  • значительное расширение ассортимента наркотиков и алкогольных напитков;
  • нарастающее распространение героина, кокаина и синтетических наркотиков;
  • высокий темп роста наркомании, особенно детской  и подростковой
  • тенденция к омоложению - более раннему возрасту употребления наркотических веществ;
  • широкая доступность так называемых «вовлекающих» наркотиков и включения их в молодёжную субкультуру,  что обеспечивает снижение «порога страха» перед их применением: существование налаженной системы вовлечения  в употребление наркотиков детей и подростков, изменение структуры наркомании от болезни, характерной для определённого круга лиц (социально неблагополучные, страдающие психическими нарушениями, имеющие  криминальное прошлое), к состоянию, характерному  для большей части молодёжи;
  • все  возрастающей страх взрослых и стремление дистанцироваться, уйти от проблем подростковой и юношеской наркомании и наркоманов, переложить все её решение на правоохранительные органы;
  • тенденция решать проблемы наркомании путём культурно-массовых мероприятий и одноразовых кампаний;
  • всё большая очевидность неэффективности и недостаточности медицинской (медикаментозной) помощи при лечении  и реабилитации наркомании.

  

 

 


Copyright MyCorp © 2018
Конструктор сайтов - uCoz